Строительная компания

Федеральный закон от 31.12.2017 
№ 504-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

« Назад

Федеральный закон от 31.12.2017 
№ 504-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 27.09.2018 14:52

Федеральный закон от 31.12.2017 
№ 504-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Вступление в силу:

  1. Положения № 44-ФЗ в новой редакции вступают в силу с 1 июля 2018 года (если иной срок не указан в таблице).
  2. С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить электронные процедуры, предусмотренные новой редакцией № 44-ФЗ.
  3. С 1 января 2019 года заказчики обязаны проводить электронные процедуры, предусмотренные новой редакцией № 44-ФЗ. При этом с 1 января 2019 года закупки путем проведения: открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений – не осуществляются в бумажной форме.
Положения № 44-ФЗ в редакции № 504-ФЗ Комментарий
 

Термины и определения:

Закреплены определения: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки.

  • Электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков в электронной форме;
  • Специализированная электронная площадка - соответствующая установленным требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме.

п.17-20 ст.3 № 44-ФЗ в новой редакции

Новая редакция № 44-ФЗ не содержит указания на универсальные электронные площадки

 

Электронная подпись

Для подписания использование электронных документов используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

п.3 ч.1 ст.4 № 44-ФЗ в новой редакции

ч.6 ст.24 № 44-ФЗ в новой редакции

Электронные документы участника, заказчика, оператора должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

С 1 июля 2018 года участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись заменена на усиленную квалифицированную электронную подпись

 

ЕИС:

ЕИС в том числе содержит: реестр участников закупок (Ведение единого реестра участников закупок осуществляется с 1 января 2019 года).

п.6.1 ч.3 ст.4 № 44-ФЗ в новой редакции

Информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных № 44-ФЗ

ч.5 ст.4 № 44-ФЗ в новой редакции

В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке создается государственная информационная система

ч.13-14 ст.4 № 44-ФЗ в новой редакции

Исключена возможность участником закупки в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к заявкам.

п.4 ч.1 ст.4 № 44-ФЗ в новой редакции

Заявки в электронной форме должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством РФ и иными НПА, обмен электронными документами осуществляется с использованием ЕИС.

ст.5 № 44-ФЗ 
в новой редакции
Заявки в электронной форме подаются на ЭТП, если иное не установлено законодательством

 

Нормирование:

Правила нормирования распространяются на ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», на определенные в соответствии с БК РФ наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.

ч.4.1, 5, 7 ст.19 № 44-ФЗ в новой редакции

 

Изменения плана-графика:

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в ЕИС извещения (приглашения), за исключением закупок, прямо указанных в № 44-ФЗ, по которым внесение изменений в план-график осуществляется не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения (приглашения).

ч.14 ст.21 № 44-ФЗ 
в новой редакции В случае если конкурс (электронный конкурс), электронный аукцион, запрос котировок (электронный запрос котировок), запрос предложений (электронный запрос предложений) признаны несостоявшимися, а также в случае закупки у единственного поставщика внесение изменений в план-график осуществляется не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения (приглашения).

 

Способы закупки:

Конкурентными способы закупки:

  • Конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • Аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений.

Электронные процедуры:

В электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

Закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион могут проводиться в электронной форме.

ч.2 ст.24 № 44-ФЗ в новой редакции

Конкурентные закупки проводятся в электронной форме
Закрытые закупки проводятся в электронной форме в случаях, установленных решением Правительства РФ

При проведении электронных процедур не могут выделяться лоты.

ч.6 ст.24 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Электронные площадки:

  • Проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке;
  • Проведение закрытых электронных процедур обеспечивается на специализированной электронной площадке.

Правительство РФ устанавливает единые и дополнительные требования к электронным площадкам (специализированным электронным площадкам), а также утверждает перечень операторов электронным площадок, соответствующих требованиям.

ч.1 -3, 11-13 ст.24.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Допускается взимание с участника платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника. Однако не допускается взимание платы за предоставление доступа к информации о закупке.

ч.4, 7 ст.24.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции
Предельные размеры платы устанавливаются Правительством РФ

До даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством РФ, закупки ТРУ путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.

Кроме того, утрачивают силу статья 61 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок аккредитации на электронной площадке (с 1 января 2019 года) и статья 62 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок ведения реестра участников электронного аукциона (с 1 января 2020 года).

ч.10.1 ст.112 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Регистрация в ЕИС:

Правительство РФ определяет порядок регистрации участников закупок в ЕИС.

Операторы электронных площадок не позднее 1 рабочего дня после дня регистрации в ЕИС осуществляют аккредитацию участника на ЭТП

  • Срок регистрации (аккредитации) 3 года.
  • Не допускается регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок.

ст.24.2 № 44-ФЗ 
в новой редакции Сведения об участниках вносятся в единый реестр участников закупок. Аккредитация на ЭТП осуществляется в автоматическом режиме.

(положения вступают в силу с 1 января 2019 г.)

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС.

ч.47 ст.112 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Типовые формы:

Правительство РФ вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, а также вправе установить требования к составу, порядку разработки типовой документации о закупке.

ч.5 ст.24.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Закупки у СМП / СОНКО:

Установлено, что при определении объема закупок у СМП / СОНКО в расчет СГОЗ не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением закупок, которые осуществлены по результатам несостоявшегося определения поставщиков (процедура была с учетом ограничения для СМП/СОНКО или субподряда из числа СМП/СОНКО).

п.3 ч.1.1 ст.30 № 44-ФЗ 
в новой редакции

(положения вступает в силу с 1 января 2019 г.)

Уточнены действия заказчика, когда закупка признана несостоявшейся:

  • В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (нет заявок или всех отклонили) заказчик вправе отменить ограничение и осуществить закупки на общих основаниях.
  • Закупки, которые осуществлены по результатам несостоявшегося определения поставщиков, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП/СОНКО.

ч.4 ст.30 № 44-ФЗ 
в новой редакции Контракты, заключенные с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур, учитывается в объеме закупок у СМП и СОНКО (п.25-25.3 ч.93№ 44-ФЗ 
в новой редакции)

(положения вступает в силу с 1 января 2019 г.)
 

Единые требования к участникам закупок:

Введено новое единое требование: «Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.».

п.11 ч.1 ст.31 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Отказ от заключения контракта:

В случае отказа заказчика от заключения контракта по 
ч.9-10 ст.31 № 44-ФЗ заказчик также:

  • Обязан признать победителя уклонистом от заключения контракта (но только в случае отказа по п.2 ч.10 ст.31 № 44-ФЗ);
  • Вправе заключить контракт со «вторым» местом.

ч.11 ст.31 № 44-ФЗ 
в новой редакции Конкретизированы действия заказчика в случае отказа от заключения контракта

(положения вступают в силу с 11 января 2018 г.)

 

Описание объекта закупки:

Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» (без слов «или эквивалент» в случаях, прямо указанных в № 44-ФЗ)

п.1 ч.1 ст.33 № 44-ФЗ в новой редакции Указание товарного знака + «или эквивалент» возможно также при закупке товаров (не только работ или услуг).

Кроме того, исключено требование о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер

(положения вступают в силу 
с 11 января 2018 г.)

 

Ставка рефинансирования:

В тексте № 44-ФЗ слова «ставка рефинансирования» заменена словами «ключевая ставка»

ч.5,7, 24 ст.34 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Контракт:

При заключении контракта заказчик по согласованию с победителем вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и НМЦК, если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке.

ч.18 ст.34 № 44-ФЗ 
в новой редакции
В прошлой редакции такая возможность была только при проведении конкурса или аукциона

 

Контракт жизненного цикла:

В случаях, установленных Правительством РФ заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла

ч.16 ст.34 № 44-ФЗ 
в новой редакции. Ранее не говорилось о праве заказчика заключать такой контракт

 

Отмена закупки:

Закреплен порядок отмены определения поставщика при проведении электронных процедур

ч.1 ст.36 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Антидемпинговые меры:

Определен порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки (обоснования цены), при проведении электронного конкурса.

ч.5, 10 ст.37 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Извещение об осуществлении закупки:

Изменены требования к составу извещения об осуществлении закупки

ст.42 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Обеспечение заявок:

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, НМЦК превышает пять мил. руб. (Правительством РФ может быть установлено иное).

При этом требование обеспечения не распространяется на казенные учреждения.

Способ обеспечения: денежные средства или банковская гарантия.

ст.44 № 44-ФЗ 
в новой редакции

По 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронных процедурах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки:

  • От 0,5 % до 1 % НМЦК, если НМЦК от 5 млн.руб. до 20 млн.руб.;
  • От 0,5 % до 5 % НМЦК, если НМЦК более 20 млн.руб.;
  • не более 2 % НМЦК, если участники закупки учреждения уголовно-исполнительной системы или организации инвалидов и НМЦК более 20 млн.руб.

При проведении электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный перечень. Кроме того, установлен порядок операций по специальному счету.

Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки.

ч.52 ст.112 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Установлены основания для удержания денежных средств при троекратном отклонении заявок по вторым частям в течение одного квартала.

ч.27 ст.44 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Открытый конкурс:

  • Изменен состав извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации;
  • Изменен состав и порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
  • Изменены основания для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.

Исключена возможность подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронных документов.

ст.49-53 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Кроме того, открытый конкурс больше не является основным способом закупки (исключены слова «заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса»).

ч.2 ст.48 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Открытый конкурс в электронной форме:

Закон № 44-ФЗ дополнен статьями, регламентирующими проведение открытого конкурса в электронной форме.

Открытый конкурс в электронной форме - конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

ч.1 ст.54.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Также в № 44-ФЗ установлен:

  • Состав извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
  • Состав конкурсной документации;
  • Порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • Порядок рассмотрения (оценки) первых и вторых частей заявок;

ст.54.2-54.5, 54.7 № 44-ФЗ 
в новой редакции

  • Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

ст.55.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей (техническое предложение и сведения об участнике) и предложения участника о цене контракта.

ч.2 ст.54.4 № 44-ФЗ 
в новой редакции

При проведении открытого конкурса возможна подачи окончательных предложений о цене контракта (участник вправе подать только одно окончательное предложение).

ст.54.6 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

Установлены особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме

ст.56.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Двухэтапный конкурс в электронной форме:

Установлены особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме

ст.57.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Электронный аукцион:

  • Изменен состав извещения о проведении электронного аукциона;
  • Изменен состав и порядок рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе;
  • Изменен порядок проведения электронного аукциона;
  • Изменены последствия признания электронного аукциона несостоявшимся.

ст.63, 66-68, 71 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Срок рассмотрения первых частей заявок зависит от НМЦК (1 рабочий день при НМЦК не более 3 млн. руб.).

ч.2 ст.67 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Шаг аукциона: составляет от 0,5 % до 5 % НМЦК, но не менее чем 100 рублей.

ч.6 ст.68 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Запрос котировок:

  • Изменены требования, предъявляемые к порядку проведения запроса котировок;
  • Изменен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  • Изменены последствия признания запроса котировок несостоявшимся.

Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов.

ст.73, 78, 79 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Запрос котировок в электронной форме:

Закон № 44-ФЗ дополнен статьями, регламентирующими проведение запроса котировок в электронной форме.

Запросом котировок в электронной форме - способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения извещения в ЕИС, победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и соответствующий требованиям, установленным в извещении.

ч.1 ст.82.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

НМЦК не должна превышать 500 000 рублей. Годовой объем закупок не более 10 % СГОЗ (или не более 100 млн.руб.).

ч.2 ст.82.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Также в № 44-ФЗ установлен:

  • Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок на участие;
  • Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.

ст.82.2-82.6 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Запрос предложений:

  • Изменены требования к составу извещения о проведении запроса предложений;
  • Изменен порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.

Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе предложений в форме электронных документов.

ст.83 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Признание электронного аукциона несостоявшимся больше не является основанием для проведения запроса предложений.

п.8 ч.2 ст.83 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Запрос предложений в электронной форме:

Закон № 44-ФЗ дополнен статьями, регламентирующими проведение запроса предложений в электронной форме.

Запрос предложений в электронной форме - способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации и победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к ТРУ.

ч.1 ст.83.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Также в № 44-ФЗ установлен:

  • Состав извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения окончательных предложений;
  • Последствия признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся.

ст.83.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Заключение контракта по результатам электронной процедуры:

Установлен порядок заключения контракта по результатам электронных процедур, а также сроки размещения, подписания проекта контракта.

Заказчик размещает и подписывает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС.

ст.83.2 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Победитель закупки осуществляет подписание контракта на электронной площадке.

Контракт заключается не ранее чем через:

  • 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола (конкурсы в электронной форме, электронный аукцион);
  • 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола (запрос котировок и запрос предложений в электронной форме).

ч.9 ст.83.2 № 44-ФЗ 
в новой редакции максимальный срок заключения контракта рассчитывается исходя из сроков, указанных в ст.83.2 
№ 44-ФЗ

Допускается формирование победителем закупки протокола разногласий, но к каждому проекту контракта можно направить только один протокол разногласий.

ч.4 ст.83.2 № 44-ФЗ 
в новой редакции

В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер.

ч.14 ст.83.2 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Закрытые процедуры в электронной форме:

Закрытые электронные процедуры применяются при условии, что обязанность осуществления таких процедур установлена решением Правительства РФ.

ч.2 ст.84.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Особенности проведения закрытых электронных процедур, порядок аккредитации на специализированных электронных площадках устанавливается Правительством РФ.

ч.3 ст.84.1 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Закрытые процедуры:

Изменены требования к составу документации о закрытом аукционе, к порядку подачи и рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, а также к порядку проведения закрытого аукциона.

ст.87-90, 92 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Закупа у единственного поставщика:

Новые основания для закупки у единственного поставщика: контракт заключается с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур в электронной форме. При этом получение согласования заключения такого контракта не требуется.

п.25.1-25.3 ч.1 ст.93 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Отчет об исполнении контракта:

Результаты отдельного этапа исполнения контракта отражаются в отчете только в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает один миллиард рублей

ч.9 ст.94 № 44-ФЗ 
в новой редакции

В иных случаях результаты отдельного этапа исполнения контракта не отражаются в отчете

 

Контроль в сфере закупок:

Контроль в сфере закупок осуществляется в том числе в отношении операторов специализированных электронных площадок.

ч.2, 13 ст.99 № 44-ФЗ 
в новой редакции

Физическое лицо вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) при осуществлении закупок, положения документации (извещения) даже в случае, если его права и законные интересы не нарушены. Такие обращения рассматриваются в соответствии с № 59-ФЗ.

При этом такое физическое лицо не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.31 № 44-ФЗ (т.е. не являться потенциальным участником закупки).

ч.15.1 ст.99 № 44-ФЗ 
в новой редакции Указанные положения распространяются только на физических лиц.

(положение вступает в силу с 11 января 2018 г.)
 

Реестр контрактов:

Отдельная информация и документы (сведения о поставщике, копия контракта, документ о приемке), формируемые по результатам осуществления закрытых закупок, могут быть не доступны для ознакомления в реестре контрактов.

ч.5 ст.103 № 44-ФЗ 
в новой редакции

 

Реестр недобросовестных поставщиков:

В РНП не включаются сведения об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителем юридического лица.

п.2 ч.3 ст.104 № 44-ФЗ 
в новой редакции

При уклонении победителя закупки от заключения контракта, сведения о нем направляются в контрольный орган в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта.

ч.4 ст.104 № 44-ФЗ 
в новой редакции

(положения вступают в силу с 11 января 2018 г.)

Приём звонков:
Пн-Пт с 9:00 до 22:00
Сб-Вс с 10:00 до 17:00